Customer Development (коротко – кастдев) – это тестирование прототипа продукта на потенциальном клиенте. Суть подхода заключается в фокусировке на запросах клиента, а также глубокое понимание потребностей и болей целевой аудитории.
Распространенная ошибка начинающих предпринимателей в том, что они имеют слабое представление о своей аудитории и их потребностях. Они не могут четко ответить на некоторые важные для бизнеса вопросы:
- Для кого создан продукт?
- В чем проявляется интерес пользователя к продукту?
- Пользователь уже ищет решения своей проблемы?
- Что готов отдать клиент за оперативное решение проблемы?
Customer development – метод создания продуктов, где продукт создается сообща с пользователями. С помощью серии интервью мы можем найти: проблему аудитории и ее решение, а также выбрать каналы привлечения. Необходимо общаться со своими клиентами на протяжении всего процесса работы над продуктом – от генерации идеи до вывода на рынок и последующего продвижения.

Особенность подхода в том, что продукт создается на основе потребности клиента, а не наоборот. Это позволяет минимизировать расходы и добиться обратной связи от пользователя. Лучшие уроки преподносят нам наши же ошибки. Поэтому, методология Customer development строится на работе над ошибками прошлых моделей продукта. Для этого постоянно генерируются и проверяются новые идеи и гипотезы.
Внедрение такого метода в бизнес позволит компании понять:
- Принципы определения клиентами своих болей;
- Основные потребностях клиентов;
- Нюансы внутреннего и внешнего рынка.
Custdev (кастдев) – это исследование клиентов и их проблем с помощью интервью.
Принципы Customer development

Методология «кастомер девелопмент» строится из нескольких главных принципов:
- Фокус на клиенте и его проблеме.
- Все идеи – это гипотезы, которые либо подтверждают, либо отклоняются после практической проверки.
- Развитие циклично. Вначале идет создание проекта, вывод продукта на рынок, а после его совершенствование и разрастание.
- Каждая гипотеза проверяется на реальном клиенте.
- Основа метода – психология покупателя, паттерны поведения клиентов.
Этапы Customer Development

Внедрение методологии Customer Development можно разбить на четыре основных этапа:
1. Поиск клиентов
Начальный этап подразумевает знакомство с потенциальными клиентами продукта, активное выдвижение и проверка продуктовых гипотез. В это время определяется жизнеспособность тестовой модели продукта.
2. Подтверждение гипотезы
Следующий этап – подтверждение клиентов подразумевает создание и тестирование модели MVP. В это время команда улучшает имеющиеся наработки путем замечаний и предложений от клиента. Таким образом, на выходе получится продукт, способный закрыть боли клиентов.
3. Создание клиентов
На этом этапе, мы разрабатываем маркетинговую стратегию. Необходимо создать шум вокруг продукта, привлечь к нему внимание, постепенно выводя на внутренний рынок. Важно, чтобы о продукте узнала не только целевая, но и околоцелевая аудитория.
4. Построение компании
В это время компания определяет цели и задачи развития проекта на ближайшее время, а также на долгосрочный период. В это время продукт начинает определенным образом позиционироваться на рынке и поприще конкурентов, проясняется главная миссия компании.
Послесловие
Customer development – методология работы над стартапом, где акцент ставиться на клиенте и его потребностях. Большое внимание здесь уделяется взаимодействию и обратной связи между пользователями и командой разработчиков. Такой подход остается актуальным на всем пути развития продукта – от создания до активных продаж. Customer development – методология для серьезных, нацеленных на долгосрочный результат компаний.