Гибкие методы разработки

Scrum

Гибкие методы разработки или Agile — это манифест, набор методов, инструментов и практик для эффективного управления проектами. Сегодня гибкие методы востребованы почти также какsoft skills (гибкие навыки). Выполняют они похожие функции — помогают быстро адаптироваться к новым обстоятельствам и условиям. 

Agile-манифест — это документ, который формирует основные ценности процессов:

  • люди и взаимодействие между ними — важнее инструментов и процессов;
  • продукт, который работает — важнее документации;
  • сотрудничество с клиентом — важнее переговоров об условиях контракта;
  • готовность к изменениям и адаптации — важнее следования первоначальному плану. 

Гибкие методы ставят на первый план не следование правилам, а комфорт участников и готовность к адаптации. Agile-манифест появился в 2001 году, когда компания из 17 человек — IT-специалистов и разработчиков собрались отдохнуть на горном курорте в штате Юта. Все они были основателями разных методологий, таких как Refactoring или Scrum. Отдыхали, а между делом объединили свои идеи в общий манифест, создав инновацию в мире программирования — новый подход к решению задач стремительно стал набирать популярность. 

Среди всех инструментов эджайла наиболее хорошо прижились несколько — Scrum,Lean иKanban. Они же сегодня — самые актуальные. Остановимся на Scrum. 

Scrum — обзор метода

скрам

Можно сказать, что Scrum — пенсионер среди юного поколения, так как появился еще до момента образования общей методики Agile. Но его принципы хорошо укладываются в методику гибкой разработки, поэтому он прижился в этой команде. 

Термин впервые появился в 1986 году. Метод позволял быстрее создавать новый продукт за счет самоорганизации команды разработчиков — им буквально дали полную свободу в работе и творчестве, убрав этап менеджмента.

Суть метода сводится к тому, что команде дается задача и дедлайн, к которому задача должна быть решена. То каким образом она будет решена — дело самих разработчиков. 

Особенность этого метода в динамике. В команде постоянно обсуждают способы, чтобы улучшить продукт. Сами основатели метода сравнивают такой метод с игрой в регби, где игроки передают мяч друг-другу, но при этом вся команда стремительно движется вперед по полю. Процесс разработки делится на спринты — короткие дистанции, длительностью 1-4 недели. Каждый спринт делится на четыре стадии:

  • ежедневные встречи на 15-20 минут, на которых обсуждаются действия в рамках дня;
  • сам процесс разработки;
  • демонстрация готовых элементов;
  • ретроспектива — переосмысление и улучшение продукта. 

В качестве инструментов, следуя методу Scrum, часто используют доски. Изначально это были реальные доски, на которых записывались задачи, а сегодня это приложения, такие как Trelo и Notion. Задачи здесь распределяются по этапам.

В доске задействовано несколько колонок:

пример скрам доски
  • бэклог — задачи, которые находятся на этапе обсуждения, к которым еще не приступили;
  • задачи, сформированные в процессе спринта, на день или на неделю;
  • задачи, которые уже взяты в работу;
  • задачи на проверке;
  • выполненные задачи.

Во время работы, каждая задача проходит путь от колонки «бэклог» до колонки «done». 

Роли в методе Scrum

Роли в скрам

За каждой задачей на доске закрепляется определенный исполнитель и указывается дедлайн. Важно понимать, что при таком подходе должности заменяются ролями. Scrum четко регламентирует участников, наделяя их ролями. Например: автор, редактор, маркетолог, дизайнер. 

Еще одно звено команды — скрам-мастер. Это главный координатор команды, который отвечает за планирование и составление задач, сбор людей на встречах, отвечает за ретроспективу.

Продакт-овнер — владелец продукта, тот кто наблюдает за ходом работы сверху. В задачи продакт-оунера входит планирование задач, ведение бэклога и распределение ресурсов команды. 

Виды встреч в Scrum

Виды встреч в скрам

Регулярные встречи и обсуждение имеющихся успехов — главная движущая сила Scrum-метода. Все встречи можно разделить на пять типов: планирование, груминг, митинги, ретроспектива и демо. Рассмотрим их цели и особенности подробнее. 

Планирование

На этом этапе продакт-оунер ставит глобальные цели, которые участники команды оценивают. Тут же происходит распределение задач между исполнителями и формирование спринтов. 

Груминг

На встрече-груминге происходит уточнение и формулировка более узких задач. Главная цель встречи — сделать задачи более понятными для исполнителей, и структурировать процесс работы. 

Митинг

Это ежедневная короткая встреча в начале дня, разбор полетов. Такие встречи не занимают много времени, длятся всего 10-20 минут. На них каждый коротко рассказывает, что сделал за вчерашний день и что будет делать сегодня. «Митинги» организовывает скрам-мастер, он же следит, чтобы встреча не затянулась надолго. 

Ретроспектива

На таких встречах команда обсуждает, были ли достигнуты цели в рамках спринта, что сделано хорошо, а что необходимо исправить и улучшить. Цель этой встречи — проанализировать процессы, выявить и исправить ошибки. 

Демо

Это последний прогон перед запуском проекта, подведение итогов. Демо бывает внутреннее и внешнее — первое внутри команды, второе — перед заказчиком. 

Таким образом, гибкие методы повышают осознанность команды в процессе работы и дают больше свободы ее участникам. Особенность гибких методов в постоянной динамике: задачи переходят из рук в руки, параллельно ведутся обсуждения об улучшении продукта. Это позволяет выжать максимум пользы и продуктивности, задействовав каждого члена команды. 

Рейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности