Профессия Product Manager

За последние пару лет профессия «продакт менеджер» стала очень востребована: появляется все больше курсов и лекций, постоянно открываются вакансии в крупные компании. 
Рассмотрим все тонкости специальности product manager, его задачи и необходимые навыки. 

Кто такой продакт-менеджер

Продакт-менеджер – специалист, в обязанности которого входит создание, вывод и монетизация продукта на рынке. Спектр обязанностей такого сотрудника весьма широк и каждая компания предъявляет самые разные требования. Продакт-менеджер исследует рынок и экономическую ситуацию, подбирает аудиторию для продукта и развивает функциональность. Если обобщить все требования к менеджеру продукта, то становится ясно, что он работает на стыке сфер бизнеса, IT и маркетинга. 

Главное отличие продакт-менеджера от проджект и маркетинг-менеджера заключается в том, что он изучает не продукт, а аудиторию, чтобы влиять на продукт. Он использует информацию от пользователей для регулярного улучшения продукта, а результат его работы – создание продукта, лучше чем у конкурентов.

Даже после вывода товара на рынок, этот специалист продолжает работать с ним, продвигая и улучшая его. Продакт-менеджер – по определению разноплановый человек, который должен уметь многое и постоянно развиваться. Из этого следует, что это профессия не из легких, но весьма интересная и перспективная. Продакт — немного дизайнер, и аналитик, и даже программист.

Однако в большом проекте сделать все одному просто нереально, и вот тут-то подключается проджект-менеджер, который делит работу на отдельные этапы и контролирует их реализацию. Сегодня разные сайты предлагают более тысячи вакансий product manager.
Зарплата квалифицированного специалиста варьируется от 120 000 вплоть до 500 000 тысяч рублей. 

Роль продакт-менеджера

Мы уже поняли, что главная задача продакт-менеджера – создание и вывод на рынок нового продукта. Во время создания проекта, продакт анализирует аудиторию и рынок, вовлекает специалистов в работу, ставит цели и проводит первоначальные тестирования и сбор фидбека от пользователей. Именно product менеджер – главный стратег компании.

В обязанности продакта также входит:

  • Создание требований для продукта;
  • коммуникации с сотрудниками и генеральным директором, составление стратегии развития;
  • Сбор и анализ информации;
  • Продвижение и монетизация продукта;
  • Заставить покупателей отказаться от аналогов в пользу компании;
  • Взаимодействие с отделом продаж, оценка популярности продукта на рынке;
  • Ценообразование;
  • Управление командой.

Как правило, уровень менеджера продукта — проявляется не только в углубленных знаниях специальности, но и в наличии soft skills. Эти навыки позволяют работать на стыке смежных профессий, а также вести активную коммуникацию с сотрудниками и аудиторией. Такой работник куда более востребован на рынке труда. Какие еще навыки необходимы продакт-менеджеру?

Критическое и стратегическое мышление.

Именно эти навыки делают из продакта главного генератора идей и способов продвижения продукта. Он должен быть достаточно творческой личностью и уметь планировать наперед, представляя как все будет выглядеть по итогам реализации проекта. Планирование, в свою очередь, позволяет более эффективно выполнять задачи, и достигать поставленных целей. 

Ведение коммуникаций.

Коммуникации и взаимодействия – основа любого крупного проекта. Без грамотной и слаженной работы коллектива невозможно достичь целей на рынке. Для продакт-менеджера важно уметь убеждать, слушать и вовлекать в работу специалистов из самых разных сфер. Необходимо также искать индивидуальный подход к сотрудникам и заказчикам, исходя из их характера. 

Умение договариваться.

Зачастую, трудоемкая работа требует вовлечения подрядчиков для получения необходимых инструментов и ресурсов. Здесь необходимы умения вести переговоры, договариваться, а также подбирать наиболее выгодный вариант. 

Ведение документации.

Работа продакт-менеджера, как стратега компании предполагает ведение документации. Это — предпроектная документация, техническое задание, бэклоги с задачами, отчетные таблицы и многое другое в зависимости от конкретного продукта и компании.

Знание аналитики.

Далеко не обязательно уметь программировать, однако необходимо понимание и умение работать с аналитикой, данными и способами их обработки. Также важно понимать принципы работы MVP и RAT-подходов, KPI (ключевые показатели эффективности), Running Lean и Lean Startup (бережливая разработка продукта). Необходимо освоить Google аналитику и Яндекс.Метрику – сервисы для анализа поведения аудитории. Помимо этого нужны хорошие знания в области экономики и маркетинга, чтобы понимать, что сейчас востребовано и во сколько обойдется компании один клиент. 

Более полный список навыков смотрите в этой таблице — ее в свое время сделали — Михаил Карпов (Skyeng) и Роман Абрамов (Carprice). Они запустили свой курс в ProductStar.

🤘 Освоить необходимые навыки можно на курсах продакт менеджмента — недавно у нас выходила статья с подборкой из 5 таких курсов.

Продакт-менеджер – важная часть любой компании, которая хочет создавать востребованные рынком продукты. Его обязанности – широчайшее полотно понятий, в котором есть место как творчеству, так и технической стороне. Он должен уметь генерировать идеи, вырабатывать стратегии продвижения, следить за процессом создания продукта, а также кооперировать работу разных отделов. Сегодня это востребованная и высокооплачиваемая профессия, которой можно обучиться не выходя из дома.

Рейтинг