Профессии в геймдеве

Еще в 2020 году число людей, увлеченных видеоиграми перевалило за три миллиарда, что составляет больше трети населения всей планеты. Недавно исследовательская компания Newzoo представила прогноз развития рынка киберспорта в 2021 году. По данным исследователей, общий доход от сферы киберспорта вырастет в этом году до 1,08 миллиарда долларов. Отмечается, что каждый год эта цифра увеличивается примерно на 20%. Это говорит о том, насколько стремительно развивается игровая индустрия. 

Геймдев — огромная сфера, в которой задействованы специалисты самых разных профилей. Рассмотрим, особенности индустрии, какие специалисты причастны к созданию игр, и узнаем самую популярную профессию геймдева. 

Что такое геймдев

Гейм-девелопмент — процесс разработки игр. Создавать их может как один человек — инди-разработчик, так и целая команда программистов. Чем объемнее проект, тем больше в нем будет задействовано специалистов разного профиля, и тем больше в него будет вложено денег. Инди-разработчиков можно сравнить со швейцарским ножом: они умеют и программировать, и создавать дизайн. В небольших проектах они же отвечают за создание сценария и тестирование проекта.

Помимо исполнителей, которые отвечают за создание игры, в индустрии есть издатели — люди, финансирующие и продвигающие продукт после выхода. Взамен они получают большой процент от продаж. Но есть и компании, работающие без издателей. Они продвигают свой продукт с помощью цифровой дистрибуции, например, при помощи онлайн-сервиса Steam. 

В зависимости от размера проекта, в создании игры может быть задействовано всего несколько специалистов, или более ста. Чем больше штат, тем меньше в нем «людей-швейцарских ножей», и тем чаще в нем встречаются узкопрофильные специалисты, вроде дизайнера уровней. 

Геймдев — прибыльная индустрия

Объем инвестиций в игровой рынок в 2020 году вырос на 77% в сравнении с показателем 2019 года, и достиг 13,2 млрд. долларов. Такой рост обоснован ситуацией с пандемией и карантином — множество людей нашли для себя новое развлечение. Больше всего денег было вложено в создание игры Grand Theft Auto 5 — 265 миллионов долларов. Над ее созданием работало более 1000 человек, и она смогла окупить себя с лихвой. 

Совершенно противоположная ситуация развернулась с игрой Minecraft. Долгое время Маркус Перссон самостоятельно разрабатывал ее в одиночку. Только спустя два года к нему присоединились два друга. И все еще штат в три человека — это довольно мало. Но вот спустя несколько лет продажи превысили 200 миллионов копий, а в Minecraft ежемесячно играют 126 миллионов человек. 

Игры создаются под разные платформы: консоли, мобильные устройства, PC, шлемы виртуальной реальности. Мобильные игры сегодня развиваются стремительнее всего. На их долю приходится 49% от рынка, 29% — для консолей и еще 22% всего рынка приходится на сегмент игр для ПК.

Какие существуют жанры игр

Видеоигры делятся на виды и жанры. Среди видов существуют браузерные, мобильные, компьютерные и консольные. Несмотря на стремительный рост доли мобильного сегмента на рынке, самые крупными и прибыльными проектами по-прежнему остаются консольные и компьютерные игры. 

Разнообразие жанров здесь заметно выше: вы точно найдете что-то себе по душе. Существуют игры со сложной и детально продуманной сюжетной линией, во время прохождения которой вы будете искать артефакты, решать задачи, искать друзей и пытаться выжить. А есть такие, вся суть которых сводится к однообразным кликам по экрану смартфона. 

Вот некоторые из популярных игровых жанров:

  • экшн;
  • приключения;
  • гонки;
  • ролевые;
  • симуляторы;
  • стратегии;
  • головоломки;
  • кликеры;
  • головоломки. 

Профессии в геймдеве

Разработчик игр — это далеко не всегда программист. Есть определенный перечень людей, без которых сделать крупный проект практически невозможно. Рассмотрим, кто эти люди, и кто еще может оказаться в разработке. 

1. Продюсер

Продюсер, он же менеджер по проекту или руководитель проекта — главный на всей этой кухне. Продюсер необязательно является инициатором идеи — часто он присоединяется к уже начатому проекту. 

В его обязанности входит поддержание общей идеи игры, наблюдение за проектом со всех сторон, работа с финансами и исполнителями. После релиза он также отвечает за позиционирование и вывод продукта на рынок. То есть его глобальная задача — наладить взаимодействие между командой разработки и внешним рынком. 

Если говорить о западном подходе к построению команды, то здесь продюсер — душа компании. На первый план его обязанностей выходят не то что связано с самим проектом, а поддержание мотивации и настроения у специалистов. Он создает удобные условия работы и поддерживает специалистов. 

Говоря о небольшой студии, то продюсер здесь сродни президенту. Он решает миллион задач: это и поддержание мотивации в группе разработчиков, и наблюдение за процессом работы, и поиск новых сотрудников, и все прямые обязанности руководителя. 

2. Project manager

Менеджер проекта — второе лицо после продюсера. Говоря о небольших студиях, то чаще всего на менеджера денег не хватает. Но в полноценных крупных студиях, project manager — обязательный человек. Если продюсер занимается командой и людьми, то проектный менеджер — сроками, задачами, дедлайнами и метриками. 

Взгляд проектного менеджера направлен вглубь работы, в самое пекло. Если у кого-то случаются трудности, кто-то просрочил дедлайн или произошли другие факапы — он будет в курсе этого. Особенность проектных менеджеров в том, что их часто хантят и из других отраслей. Им также просто потом уйти из геймдева во что-то другое, например, в SMM-агентство. 

3. Программисты

Программист — основа любой игры, создать хотя бы минимально рабочий проект без него проблематично. Это возможно в редких случаях при помощи движков, но и здесь не заходит дальше прототипа. Как ни крути, а для создания полноценного продукта нужна команда программистов. Или хотя бы один. 

Это самая востребованная профессия в геймдеве, ведь именно от программиста зависит:

  • физика и управление геймплеем;
  • интерфейс игры;
  • работает с управлением;
  • интегрирует в игру звук.

Словом, все что связано с внутренней составляющей игры лежит на плечах программистов. 

4. Геймдизайнер

Геймдизайнер — еще одна популярная и востребованная в геймдеве профессия. Популярна она во многом из-за того, чтобы стать геймдизайнером уровня Junior, необязательно получать образование. Достаточно быть заядлым геймером и уметь писать документацию. В его обязанности входит продумывание и прописывание всего игрового процесса, формирование вселенной и проектирование правил игры. Если сравнить с кинематографом, то геймдизайнер — это режиссер. 

Первое, что необходимо геймдизайнеру — это опыт. Не существует успешного геймдизайнера, который бы не потратил в играх тысячи часов. Должна сформироваться насмотренность. Второе, что нужно геймдизайнеру — умение четко и системно излагать мысли в письменном виде. 

Но не стоит думать, что на этом все. Этого достаточно лишь для позиции новичка. Любой опытный геймдизайнер должен минимально разбираться в программировании, уметь писать сценарии, работать с анимацией и людьми. Геймдизайнеры направляют разработчиков, ставят им задачи. Именно поэтому, если в студии нет менеджера по проекту, то лучше геймдизайнера на замену просто не найти. 

5. Художники и арт-дизайнеры

Благодаря арт-дизайну также можно попасть в сферу геймдева. Первым делом концепт-дизайнеры рисуют концепты будущей игры: персонажей, локации, уровни, объекты и прочее. Их рисунки станут ориентиром для остальной команды. 

По концепт-артам создаются персонажи, объекты и локации. На этом этапе к работе подключаются специалисты по визуальным эффектам. От арт-дизайнеров и художников будет зависеть вся визуальная составляющая игры: от персонажей и ландшафта до малозначимых деталей и дизайна меню. 

6. Тестировщик

Если вы хотите войти в геймдев, но не знаете с чего начать — можете попробовать с профессии тестировщика. Чтобы стать им, не нужно иметь выдающихся навыков — он играет в игры, находит недочеты, дыры и проблемы. И все же, тестировщики влияют на итоговое качество продукта. Тестировщик тщательно анализирует игровой процесс, а найденные баги документирует. 

Важно понимать, что тестировщик — это не просто рядовой пользователь. Он умеет проводить автоматическое тестирование, анализируя даже те элементы игры, которые игрок не заметит в процессе. 

7. Маркетолог

Маркетолог нужен в команде для продвижения после выхода на рынок. Но не только. Многие ошибаются, думая, что маркетолога нужно привлекать только после релиза. На самом деле он нужен с самого начала. 

Маркетолог проводит глубокий анализ ниши и конкурентов, и может подсказать, что следует делать, а что нет. В определенных условиях он даже может сказать, что лучше повременит или вовсе отказаться от идеи игры — просто потому что она не будет востребована. Привлекая маркетолога в работу на начальном этапе, вы сэкономите деньги, и возможно, время. 

Обратите внимание, что если вы будете выпускаться с издателем, то маркетолог вам не нужен. Он уже будет на стороне издателя. Искать специалиста надо только в случае, если вы будете выпускаться и продвигаться самостоятельно. 

8. Служба поддержки

Служба поддержки важна для построения положительного мнения игроков о сервисе вашей компании. Если пользователь сталкивается с какими-то проблемами во время игры, то важно оперативно оказать ему помощь. Опять же, если вы выпускаетесь вместе с издателем, то специалист службы поддержки или комьюнити-менеджер будет на его стороне. 

Но если вы выпускаете проект самостоятельно, то не забудьте об этой детали. Своевременная помощь может значительно повысить лояльность пользователя к игре. 

Помимо перечисленных специалистов, в геймдеве есть профессии, которые необязательно должны быть в каждой команде разработки. Но необходимость в них появляется при создании сложных и специфичных проектов и при масштабировании студии. Например:

  • саунд-дизайнер;
  • аналитик;
  • биздев;
  • PR-менеджер;
  • HR-менеджер. 

На чем создаются игры

Игры создаются при помощи игровых движков. На них проектируется код игры, уровни и базовые анимации. Существует масса разных движков, некоторые программисты дописывают их «под себя». В больших компаниях по разработке могут создавать свои игровые движки, хотя это трудный и времязатратный процесс. 

Куда проще воспользоваться готовыми решениями. Самые популярные движки — Unity 3D и Unreal Engine. Особенность первого в том, что вы можете создать базовый функционал игры, не написав и строчки кода. На нем разрабатывают как небольшие, так и крупные ААА-проекты. 

Unreal Engine — более сложный движок, который труднее освоить. Но у него есть масса плюсов, которые делают его популярным и востребованным. Это широкий набор инструментов, удобный интерфейс, большое количество документации и возможность кастомизации под нужды своего проекта.

Этапы создания игры

У каждой игры своя история создания, но есть несколько основных этапов, которые являются каркасом большинства проектов. 

  1. Препродакшн. Это начальный этап, на котором придумывается главная идея и концепция, создается детальный проектный документ. Программисты создают рабочий прототип, который отражает основную суть и механики. Прототип нужен для проверки гипотез и ключевых технических моментов. 
  2. Продакшн. На этом этапе происходит основная часть разработки. В это время задействуются все отделы и члены команды. Это самый длительный этап, в который вкладывается больше всего денег. У крупных игр этот процесс может длиться несколько лет, как было с Cyberpunk 2077. 
  3. Тестирование. Обычно тестирование длится не больше пары месяцев, но в особо крупных проектах этот процесс может занимать год или два. Цель этапа — выявить баги и ошибки игры, составить документацию, которая поможет улучшить ее. 
  4. Поддержка. Этот этап начинается с момента релиза. Поддержка онлайн-игр проходит регулярно и постоянно. Если это не онлайн-игра, то разработчики иногда могут выпускать обновления и патчи, улучшая процесс. 

Игровая индустрия широка и разнообразна — каждый сможет найти здесь профессию для себя. Даже если вы не знакомы с программированием или дизайном — еще не поздно все изменить или пойти по другому пути. Вы всегда можете попасть в геймдев в роли тестировщика или проектного менеджера, главное — по-настоящему любить свое дело и регулярно развиваться.

Рейтинг
Добавить комментарий

Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности